Зачем быть специализированным психологом, если можно быть универсалом? Разрушаем мифы и показываем путь к успеху. Узнайте, как разнообразие в работе может помочь вам стать настоящим профессионалом.
У коллег бытует мнение, что для успешной работы начинающему психологу необходимо выбрать свою нишу и развиваться в ней. Отчасти это так. Но только отчасти. Рассказываем нюансы. Вы должны понять, с кем работаете: с детьми, семьями или только индивидуально. Однако, многие настаивают, что направление должно быть совсем узкое, например, психолог по проблемам с общением или как ваша покорная слуга в свое время – специалист по работе с ониоманией. По идее, человек, испытывающий проблемы с общением, должен выйти на Вас и непременно обратиться.
Что же получается на деле: во-первых, позиционируя себя как супер узкопрофильного специалиста, Вы закрываетесь от других клиентов с другими проблемами, с которыми Вы вполне можете справиться. Клиент, увидя, что Вы работаете только с общением, подумает, что Вы больше ничего не умеете, и пойдет искать другого психолога (открою секрет: клиенты вообще не в курсе как у нас в профессии все устроено…). Во-вторых, если Вы будете пускай и самым лучшим экспертом, но разделяя информацию на «мое» и «не мое», вы препятствуете развитию своего профессионализма. В-третьих, клиент может и не знать, что у него проблемы с общением, и искать себе специалиста по работе с межличностными отношениями. Ну и конечно с какой бы проблемой к Вам клиент не обратился, работать все равно придется с кучей других в довесок.
Выход из этой проблемы такой:
- Определитесь в первую очередь, с чем Вы никогда работать не будете.
- Старайтесь специализироваться на нескольких проблемах одновременно.
- Стремитесь получить хорошее базовое психологическое и психотерапевтическое образование, чтобы понять механизмы работы с проблемой как таковой, и тогда незнакомый запрос не застанет Вас врасплох.
Всегда приятно видеть резюме психолога, в котором он перечисляет большое количество проблем, с которыми работает. Такой человек создает впечатление профессионала, на которого можно положиться, в отличие от психолога, который нянчится с одной единственной проблемой. Поэтому, если Вы хотите преуспеть как в психологии, так и в психологическом бизнесе, не зацикливайтесь на одной проблеме, изучайте и другие запросы, ведь лишней информации не бывает. Тем более в нашей профессии.