Практически каждый психолог задается вопросом: «Сколько брать за свою консультацию?». Мы боимся оттолкнуть клиента высокой и одновременно продешевить низкой ценой. Как быть, расскажем в этой статье.Волноваться по этому поводу не стоит – какую бы цену Вы не поставили, Вы в любом случае прогадаете и отпугнете клиентов, потому что кому-то стоимость Ваших услуг покажется заниженной, а кому-то чересчур завышенной. В одном случае с клиентом наладится хороший контакт и работа будет вестись легко, а в другом придется «тянуть» на себе клиента, затрачивая уйму сил. Но как бы то ни было, каждый психолог все равно должен определить для себя стартовую цену.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СЕБЕ ЦЕНУ? Прежде всего, ознакомьтесь с ценами на аналогичные услуги среди коллег Вашего города. Возьмите среднюю цену за час, вычтите отсюда стоимость проезда до места работы и стоимость аренды помещения в час, бумагу, ручки, краски, карандаши, если необходимо. Получается сумма, которую Вы получите на руки. Если говорить проще, то цену можно определить по следующей формуле: СТАРТ=SR-S-A-R, где SR – средняя цена по городу на аналогичные услуги, S – стоимость проезда, A – стоимость аренды помещения в час, R – прочие расходы.
Подумайте, готовы ли Вы работать за такую сумму? Нет ли чувства обиды и обделенности? Если нет, то смело выставляйте эту цену (разумеется, с включением сюда всех расходов). Если неприятные чувства все же появились, увеличьте стоимость до комфортной суммы. При этом очень важно не перегнуть палку! Безусловно, все мы считаем себя отличными специалистами и хотим достойной оплаты своего столь важного труда, но если Вам 25 лет, выглядите при этом очень молодо, лет на 20, институт Вы закончили, пускай и с КРАСНЫМ дипломом, но полгода назад, а опыта не имеете вовсе, и определяете стоимость своих услуг в 5000-6000 рублей, это крайне не разумно. За такую цену к Вам вряд ли пойдут, ибо Ваше резюме говорит о том, что Вы не опытны, молоды и крайне жадны – а клиенты этого не любят.
Кто имеет моральное право немного задирать цены?
- опытные специалисты; - среднеопытные специалисты (от 5-7 лет постоянной практики) с очень узкой специализацией (например специалист по работе с ургентной аддикцией). При этом, ставя высокую цену, Вы все равно должны помнить, что: 1. Если Вы дорого стоите, Вы должны первоклассно выполнять свою работу. 2. В ряде случаев, клиент предпочтет обратиться, пускай и к плохонькому, но дешевому специалисту. Поэтому для себя необходимо уяснить, что же все-таки важнее: статус дорогого психолога и нечастые заказы, или заниженные цены на свои услуги и постоянный поток клиентов. Определяя стартовую цену совершенно не обязательно работать по ней всю оставшуюся жизнь. Через 2-3 месяца регулярных заказов, увеличьте стоимость своих услуг на 20-30% и отследите разницу в количестве клиентов. Если оно уменьшилось более чем на 40% - возвращайтесь к прежней цене.
Если же после того, как Вы установили стартовую цену, клиентов мало или нет вовсе, уменьшите ее на 10—20% и также отследите результат. Также необходимо отметить, что маленький клиентопоток также может говорить о недостатках Вашей самопрезентации и рекламы услуг. Определять стоимость своих услуг Вам придется на протяжении всей вашей практики, поэтому здесь необходимо быть чутким и гибким, внимательно отслеживать тенденции рынка, настроения и потребности потребителя, и, при необходимости, корректировать цену в лучшую или чуть худшую для Вас сторону.