Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделиться страницей:


 _______________  

Новости центра:

 

Услуги для психологов

Мы предлагаем психологам и специалистам аналогичных профессий консультации и помощь в открытии, раскрутке их частной психологической практики. Подробности.

_______________

 Книги от Алексея Вилкова.

Теперь Вы можете приобрести у нас книги от известного психотерапевта, сексолога Алексея Вилкова. Подробности.

  _______________

Новый проект центра -  "Подсказки от Вселенной".

Подпишитесь на нас в Инстаграм (metacard) и получайте Подсказки в виде метафорических карт бесплатно! Подробности. 

 

 психолог акции скидки

_______________

 

Консультации психологов проходят по адресу: 

 
м. Алма-Атинская/Борисово:
Братеевская улица, 10, к. 4,
Братеевская улица, 21, к. 1;

 м. Братиславская/Марьино: Братиславская улица, 8;
 
 м. Братиславская/Люблино:
Верхние поля, д. 24;
 
м. Красные ворота/Тургеневская: 
Мясницкая улица, 41, стр. 4;
 
м. Проспект мира:
Проспект мира, 13;
 
м. Сокольники:
Сокольнический вал, 48;
 
м. Курская/Китай-город/Сретенский бульвар:
Лялин переулок, 8, стр. 3;
 
м. Тимирязевская:
Ивановская ул., 18, стр. 1;
 
м. Трубная, Чеховская, Цветной бульвар:
1-й Колобовский переулок, д. 25, с1;

м. Ленинский проспект/Университет: Ленинский проспект, 82/2;

м. Перово:
1-я Владимирская улица, 34., к. 2;

м. Тверская/Охотный ряд: Тверская улица, 6, стр. 6;

м. Октябрьская/Полянка: 
1-й Спасоналивковский пер, 17, корп.1;

м. Речной вокзал:
Смольная улица, 24А;
 
м. Парк Победы:
Площадь Победы, 1;
 
м. Чистые пруды/Чкаловская:
Машкова улица, 14;

г. Королев
Пушкинская улица, 13А;
 
г. Мытищи
ул. Сукромка, 24А
Новомытищинский проспект, 11А.

 

 

 

 

Психологический центр

"Пятый сезон" 

 Единая справочная:

 8(499)394-15-12

8(926)436-13-92

Особенности саморегуляции личности с ониоманией

Особенности саморегуляции личности с ониоманией

Опубликовано 26.09.2017

Эмпирическая часть из дипломной работы Нойкиной Д.М., защищенной на отлично 26 января 2012 года на кафедре социальной психологии Университета РАО.

 

Особенности саморегуляции личности с ониоманией

 
1. Программа и методы исследования

   В исследовании принимали участие 80 женщин в возрасте от 18 до 46 лет, обучающихся или закончивших высшее учебное заведение. Исследование проводилось с 12.09.2011 по 30.10.2011.
   Цель исследования: определить различия между саморегуляцией личности с ониоманией и без нее.

   Объект исследования: процесс саморегуляции.

   Предмет исследования: особенности саморегуляции личности имеющей зависимость от покупок.

   Задачи исследования:  
   1. На основе анализа научной литературы изучить особенности саморегуляции и ониомании, уточнить понятие ониомании.
   2.    Выявить особенности саморегуляции у людей с ониоманией.
   3.    Выявить различия в уровнях поиска ощущений и склонности к риску у личности с ониоманией и без нее.

  Для решения поставленных задач была использована обсессивно-компульсивная шкала Ейла-Брауна (Yale-Brown obsessive-compulsive scale), модифицированная для выявления компульсивного шопинга. Y-BOCS — клиническое пособие для определения степени тяжести обсессивных и компульсивных симптомов. Разработана Вейном Гудманом (Wayne Goodman) и его коллегами в Йельском и Брауновском университетах. Шкала определяет степень выраженности симптомов вне зависимости от формы обсессий и компульсий. Модифицированна для дианостики компульсивного шопинга в 1996 г.


   Измерение степени тяжести обсессивно-компульсивного расстройства с помощью шкалы Йела-Брауна позволяет наблюдать клиническую динамику расстройства. Шкала является широко используемым и имеющим высокую валидность клиническим пособием. Баллы суммируются, результат более 10 баллов говорит о том, что склонность к ониомании присутствует.
   Исследование уровня потребностей в ощущениях различного рода определялось с помощью шкалы поиска ощущений М.Цукермана. Предлагался ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары  было необходимо выбрать утверждение, которое наиболее характерно для испытуемого, и отметить его. Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в один балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущениях.

   Степень готовности к риску оценивалась с помощью методики Г.Шуберта «Готовность к риску» (PSK). В данном контексте риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. Предлагалось оценить  степень  своей  готовности  совершать  действия  при  ответе  на  каждый   из  25 вопросов и поставить соответствующий балл за каждый ответ по соответствующей схеме. Баллы суммировались, конечный результат сверялся с показателем   уровня  готовности   к   риску,  который  дается  в   методике.

   Особенности саморегуляции испытуемых определялись с помощью методики "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) В.И.Моросановой. Опросник ССПМ состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала "Общий уровень саморегуляции", которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также и регуляторно-личностными свойствами: гибкости и самостоятельности. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям опросника, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество. Цель методики - это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.

   Для обработки результатов использовались следующие методы математической статистики:
  1.    U-критерий Манна-Уитни – для выявления различий между двумя независимыми выборками по признакам ониомании, планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов, гибкости, самостоятельности, общего уровня саморегуляции, поиска ощущений, склонности к риску и возраста.
   2.    Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - для расчета силы и направления линейной зависимости между саморегуляцией и ониоманией, поиском ощущений и склонности к риску у ониоманов.

 
2.    Результаты эмпирического исследования
   В выборке, с помощью обсессивно-компульсивной шкалы Ейла-Брауна, было выявлено 40 человек с ониоманией (50%), в возрасте от 18 до 46 лет, имеющие высшее образование и/или обучающихся в высшем учебном заведении. Данная группа характеризуется слабым контролем над процессом покупки, сильным влечением к ним, тревожностью, если покупку невозможно совершить. В магазинах они проводят времени больше, чем необходимо, мысли о покупках появляются часто, мешают социальной, рабочей и/или личной деятельности человека. Этой группе присвоено условное название - I группа. Во II группу входили 40 человек, у  которых ониомания не выявлена.

   В результате сравнительного анализа уровней ониомании в двух группах было выявлено, что первая выборка превосходит вторую по уровню ониомании при p≤0.05.

   Корреляционной зависимости между показателями шкалы Ейла-Брауна и уровнем саморегуляции не выявлено.


   С помощью методики "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) В.И.Моросановой получены следующие показатели:
  Шкала "Планирование" характеризует индивидуальные особенности выдвижения и удержания целей, сформированность у человека осознанного планирования деятельности.  У 15% испытуемых I группы  и 18,75% испытуемых II группы получены высокие показатели по этой шкале, что указывает на сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. Средние показатели обнаружены у 21,25% исследуемых I группы и  25% исследуемых II группы, что говорит о частичной сформированности у них осознанного планирования деятельности. У 13,75% испытуемых I группы и 6,25% испытуемых II группы испытуемых обнаружены  низкие показатели по этой шкале, потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно не самостоятельно.

  Шкала "Моделирование" позволяет выявить индивидуальную развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности.  У 30% исследуемых I группы и 25% исследуемых II группы имеются высокие показатели по этой шкале, они способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.  У 31,25% испытуемых I группы  и 35% человек II группы  получены средние показатели по шкале. У 7,5% испытуемых I группы  и 5,5% испытуемых II группы низкие показатели по шкале, а, следовательно, слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

   Шкала "Программирование" выявляет индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. У 16,25% исследуемых I группы и 10% исследуемых II группы обнаружились высокие показатели по этой шкале, что говорит о  сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого для человека результата. Средние показатели у 30% исследуемых I группы и 36,25% исследуемых II группы говорят о  частичной сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале программирования, 3,75% у исследуемых I группы и 10% у исследуемых II группы,  говорят о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.

   Шкала "Оценивание результатов" характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокие показатели у 8,75% исследуемых I группы и 22,5% исследуемых II группы по этой шкале, свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. Средний уровень по шкале "Оценивание результатов” характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Таких испытуемых 33,75% в I группе  и 27,5% во II группе. Такие показатели по этой шкале свидетельствуют о средней развитости и адекватности самооценки, о частичной сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких показателях по этой шкале, у 7,5% исследуемых I группы, испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей. У исследуемых II группы низких показателей шкалы «Оценивание результатов» не выявлено.

Шкала "Гибкость" выявляет уровень сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. Таких выявлено 16,25% исследуемых I группы и 15% исследуемых II группы. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение   значимых  условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования и вносят соответствующую коррекцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Среднюю развитость гибкости показали 18,75% исследуемых I группы и 23,75% исследуемых II группы.  Испытуемые с низкими показателями - 18,75% I группы и 23,75% II группы по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

   Шкала "Самостоятельность" характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей у 17,5% исследуемых I группы и 15% исследуемых II группы  по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Средний уровень 28,75% исследуемых I группы  и 18,75% исследуемых II группы свидетельствует о частичной сформированности регулировать своё поведение. Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности -  у 10% исследуемых I группы и у 16,25% исследуемых II группы - зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регуляторные сбои.

   Опросник в целом работает как единая шкала "Общий уровень саморегуляции", которая оценивает общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Испытуемые с высокими показателями общего уровня саморегуляции 11,25% исследуемых II группы самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. В I группе исследуемых высоких показателей общего уровня саморегуляции не выявлено. Испытуемые с низкими показателями: 16,25% исследуемых I группы и 10% исследуемых II группы по данной шкале более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных личностных особенностей для достижения поставленной цели, по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Средние показатели обнаружились у 33,75% исследуемых I группы и 28,75% исследуемых II группы, что свидетельствует о частичной сформированности общего уровня саморегуляции.

В результате сравнительного анализа было выявлено, что вторая выборка превосходит первую по уровням моделирование и оценивание результатов, при p≤0.05, и  по общему уровню саморегуляции, при p≤0.01. По шкалам планирование, программирование, гибкость и самостоятельность отличий не выявлено. 

   По методике М.Цукермана «Поиск ощущений» было выявлено:
  У  12,5% человек  I группы и 8,75% человек II группы  обнаружен низкий уровень потребностей в ощущениях, что означает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.
   Средний уровень потребностей в ощущениях диагностирован у 23,75% исследуемых I группы и 40% исследуемых II группы.  Это свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть, с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой стороны – о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.
   У 16,25% испытуемых I группы и 1,25% испытуемого II группы   диагностирован высокий уровень потребностей в ощущениях, что обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.
В результате сравнительного анализа уровней поиска ощущений в двух группах было выявлено, что обе выборки не превосходят друг друга по уровню поиска ощущений.
 
   По методике Г. Шуберта «Готовность к риску» получены следующие данные:
   Для данной выборки более характерен средний уровень склонности к рискованному поведению, причем как для I (50%), так и для II группы (43,75%).
   Во II группе 5% испытуемых к рискованному не склонны, у 1,25% диагностирована высокая склонность к рискованному поведению.
   Для I группы не характерны низкий и высокий уровни склонности к рискованному поведению.
   В результате сравнительного анализа уровней риска в двух группах было выявлено, что обе выборки не превосходят друг друга. Показатель уровня рискованного поведения не имеет корреляционной зависимости с показателем саморегуляции в первой группе.
 
   При сравнительном анализе возрастов испытуемых обеих групп существенных различий выявлено не было. Корреляционной зависимости между уровнем саморегуляции и возрастом также не было найдено.
 
ВЫВОДЫ

   В результате проведенного эмпирического исследования с помощью обсессивно-компульсивной шкалы Ейла-Брауна модифицированной для выявления компульсивного шопинга было выявлено 40 человек с зависимостью от покупок из 80 тестированных. Сравнительный анализ двух групп с помощью критерия Манн-Уитни показал:
   1. Вторая выборка превосходит первую по уровням моделирование и оценивание результатов, при p≤0.05, и по общему уровню саморегуляции, при p≤0.01.
   2. По шкалам планирование, программирование, гибкость и самостоятельность значимых отличий не выявлено.
   3. По поиску ощущений обе выборки не превосходят друг друга.
   4. По уровню склонности к риску обе выборки не превосходят друг друга.
   Анализ корреляционной зависимости показал:
   1. Зависимости между показателями ониомании и уровнем саморегуляции не выявлено.
   2. Существует положительная корреляционная зависимость между поиском ощущений и показателем саморегуляции в первой группе при p ≤ 0,01, что говорит о том, что чем больше уровень саморегуляции, тем больше склонность поиску ощущений, или, чем меньше уровень саморегуляции, тем меньше склонность к поиску ощущений.
   3. Между показателем уровня рискованного поведения и показателем саморегуляции зависимости не выявлено.
   4. Зависимости между уровнем саморегуляции и возрастом не найдено.

   Таким образом, эмпирически было доказано, что:
   1. Индивидуальная развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности - в первой группе ниже, чем во второй.
   2. Индивидуальная развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения – в первой группе ниже, чем во второй.
  3. Существенных различий в индивидуальных особенностях выдвижения и удержания целей, сформированности у человека осознанного планирования деятельности, индивидуальной развитости осознанного программирования человеком своих действий, уровня сформированности регуляторной гибкости ониоманов не отличается от контрольной группы.
  4. Общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека – в первой группе ниже, чем во второй.
  5. Возраст не является существенным фактором в развитии ониомании.
  6. Уровни поиска ощущений и склонности к риску у ониоманов не отличаются от контрольной группы, скорее всего в силу социальной приемлемости этой формы аддикции (по Егорову А.Ю.), в отличие, к примеру, от зависимости от опиоидов. Для реализации аддиктивного поведения не требуется рискованное поведение, оно также не дает и каких-либо новых ощущений.

Хотите записаться к психологу  в центр «Пятый сезон»?

Запишитесь прямо сейчас!

Сделать это можно по телефонам 8(499)394-15-12, 8(926)436-13-92, оставив заявку на сайте или отправив смс-сообщение, с указанием имени, проблемы, специалиста, к которому Вы хотите обратиться и адреса приема. 

Еще не решили, к кому обратиться? - Читайте: Как выбрать психолога?