Ответы на эти вопросы дает нейроэстетика – наука объединяющая в себе неврологию и искусство. Многим может показаться абсурдным количественное определение и измерение искусства. Тем не менее, цель этого направление найти общие точки всех художественных произведений в искусстве, литературе, танце, скульптуре, фотографии и пр. Мы стремимся узнать, что происходит в мозгу человека, когда он воспринимает через свои чувства чужое художественное произведение или свое, когда он является автором.
Притяжение или отталкивание играет фундаментальную роль в эволюции нашего вида. Их преимущества очевидны. Например, мы обусловлены тем, чтобы цвета свежих продуктов привлекали нас. Таким образом, еда в плохом состоянии кажется нам отвратительна, например, гнилые фрукты. Такой рефлекс у нас заложен скорее всего эволюционно, для того, чтобы мы понимали, что можно есть, а что нельзя, не пробуя этот продукт, а значит и не рискуя. С другой стороны, искусство зависит от чувств, которые сами зависят от мозга. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что именно на уровне мозга мы найдем сигналы, указывающие на то, что работа нам нравится.
На каких постулатах основана нейроэстетика?
Как и во многих областях, первые результаты исследований в этом направлении были обнаружены при изучении когнитивных процессов у людей с повреждениями головного мозга. Эксперименты по визуализации мозга также проводились на предметах, давая их положительное или отрицательное мнение о произведении искусства. Реакции мозга также наблюдаются в зависимости от вида искусства (танец, музыка, живопись и т. д.).
Что мы можем знать?
Исследование, проведенное в 2007 году группой неврологов, показало, что красота полностью субъективна. Для этого в МРТ-аппарате они показали участникам изображения скульптур классицизма и эпохи Возрождения. Сначала они показали оригинальные изображения работ, а во второй раз те же скульптуры с измененными пропорциями. Оригиналы скульптур были восприняты как более привлекательные, нежели их искаженные копии, что собственно и ожидаемо.
Затем испытуемые должны были сказать, понравились ли им скульптуры или нет. Затем они должны были оценить пропорцию. Ученые обнаружили, что перед наблюдением за оригинальными скульптурами произошла активация островковой доли. Этот регион особенно связан с абстрактным мышлением, принятием решений и восприятием.
С другой стороны, когда они сказали, что скульптуры им понравились, правая часть миндалины была активирована. Эта область мозга имеет решающее значение для лечения эмоций, в том числе удовлетворения и страха.
Тем не менее, другое исследование показывает, что восприятие красоты и "бессмыслицы" лечится одной и той же областью (орбитофронтальной корой). Только отличалась интенсивность активации.
Не все связано с мозгом?
Тем не менее, не смотря на результаты исследования, доминирующую роль играет культура конкретного человека в дизайне красоты и привлекательности для определенных художественных произведений. Вот почему социокультурный контекст необходимо учитывать при выводе того, что считается прекрасным. Поэтому исключать среду в этом вопросе, в которой вырос конкретный испытуемый категорически нельзя.